Эффективное взаимодействие власти и бизнеса требует постоянного контроля за правовыми актами — Вышегородцев
Изменения законодательства, которые вступят в силу в следующем, 2019 году, несомненно окажут существенное влияние на ведение бизнеса. Поправки коснутся регистрации бизнеса, налога на имущество, НДС, страховых взносов, условий труда, правил торговли и оказания различных услуг.
Очевидно, что изменение федерального законодательства повлечет за собой корректировку нормативных актов в субъектах Российской Федерации. На этом фоне для столь динамично развивающегося мегаполиса, как Москва, работа по актуализации регулирующих актов органов исполнительной власти является эффективным инструментом для создания благоприятной городской среды в интересах москвичей и гостей столицы.
Учитывая озабоченность бизнес-сообщества многообразием законодательных нововведений, информационное агентство «Московский регион» взяло интервью у Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве Михаила Вышегородцева.
ИА «МР»: Михаил Михайлович, каким образом Вы, как Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве, можете влиять на принятие или применение нормативных актов в столице?
М.В.: Для улучшения делового и инвестиционного климата в городе, формирования и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов предпринимателей Уполномоченному предоставлены права направлять в полномочные органы города предложения о принятии нормативных правовых актов, их изменении, отмене или приостановлении действия. Уполномоченный также вправе участвовать в разработке и обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, касающихся предпринимательской деятельности.
Отмечу, что весьма действенным механизмом участия в нормотворческой деятельности служит право участия и непосредственного влияния на процесс выявления в проектах нормативных правовых актов или в уже действующих актах положений, которые вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для предпринимателей и инвесторов, а также норм, способствующих возникновению у представителей бизнеса необоснованных расходов. Право Уполномоченного на участие в нормотворческих процессах определено Постановлением Правительства Москвы.
ИА «МР»: Какие методы Вы используете в этом регулировании?
М.В.: Существуют оценка регулирующего воздействия (сокращенно — ОРВ) и оценка фактического воздействия (сокращенно — ОФВ) нормативных правовых актов. Это механизмы, направленные на улучшение условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в городе и упрощение административных процедур. ОРВ и ОФВ ориентированы на то, чтобы провести экспертизу действующих нормативных правовых актов города, а также их проектов и выбрать наилучший вариант регулирования из всех возможных с учетом ожидаемых положительных и отрицательных последствий его применения.
В отличие от ОРВ, ОФВ осуществляется спустя определенное время после вступления нормативного правового акта в силу. Оценка фактического воздействия показывает, достигнута ли и в какой мере достигнута цель регулирования, заявленная при разработке правового акта, насколько эффективен выбранный вариант, а также дает возможность проанализировать положительные и отрицательные последствия вступления акта в силу.
Участие Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве в процедурах ОРВ и ОФВ также определено и закреплено правовым актом Правительства Москвы.
ИА «МР»: Спектр предпринимательской деятельности в таком мегаполисе, как Москва, чрезвычайно широк: не могли бы Вы выделить тематику правовых документов, которые проходят оценочные процедуры?
М.В.: Спектр и тематика актов, представленных на публичные консультации в целях оценки регулирующего или фактического воздействия, действительно чрезвычайно разнообразны: это постановления Правительства Москвы и их проекты, распоряжения Правительства Москвы, приказы департаментов, концепции нормативного правового регулирования.
Если говорить о тематике, то только в этом году мне довелось принять участие в ОФВ и ОРВ правовых актов, регулирующих отношения в сферах имущественно-земельных отношений, экологии, транспорта, инвестиционной деятельности, создания благоприятной среды для маломобильных групп граждан, в сфере услуг.
В рамках оценки фактического воздействия нормативных правовых актов был проведен анализ достижения целей регулирования, определение и оценка фактических положительных и отрицательных последствий их принятия. Отмечу, что также были обнаружены положения, которые необоснованно затрудняли ведение предпринимательской деятельности или приводили к возникновению необоснованных расходов.
ИА «МР»: Михаил Михайлович, какие конкретно предложения Вы вносили, чтобы защитить интересы предпринимательского сообщества?
М.В.: За пятилетний период была проведена работа по оценке фактического воздействия 28 постановлений и 2 распоряжений Правительства Москвы, 7 правовых актов органов исполнительной власти, а также по оценке регулирующего воздействия 4 проектов постановлений правительства Москвы и Концепции создания и развития бизнес-инкубаторов.
При этом стало заметно, что наибольшее количество рассмотренных правовых актов регулировали отношения в таких сферах, как государственное управление и предоставление госуслуг, инвестиционная деятельность и поддержка бизнеса, экология и транспорт.
В общей сложности было представлено 244 замечания, 75 из которых учтены в заключениях по результатам проведенных процедур.
Хотел бы обратить внимание, что значительную долю в общем числе предложений составили инициативы по исключению требований предоставления материалов, уже имеющихся в распоряжении органов власти, возможности подачи заявлений или обращений в электронной форме, оперативном обеспечении предпринимателей актуальной информацией, в том числе консультационного характера, в наиболее удобной для них форме.
Отмечу, что инициатива, направленная на регулирование предоставления государственных услуг в режиме «Одного окна для бизнеса», реализовалась в создании 12 Центров услуг для бизнеса – консультационных пунктов для предпринимателей.
Предложения по инвестиционной политике мы ориентировали на развитие конкуренции при максимально возможном продвижении на городской рынок продукции региональных производителей: особенно это касалось субъектов малого и среднего предпринимательства. Также мы делали упор на развитие высокотехнологичного производства и привлечение инвестиций, снижение рисков предпринимательской деятельности, создание и развитие бизнес-инкубаторов, смягчение требований к сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса, которые получают субсидии из бюджета Москвы.
Вопросы экологии также в сфере внимания: в этой связи предложены меры по совершенствованию системы экологического мониторинга, повышению качества моторного топлива, сохранению зеленых насаждений и защите водных объектов.
Что касается транспортной отрасли, то предложения были направлены на совершенствование пропускной системы грузоперевозок, а также на регулирование работы такси.
Кроме того, были сделаны предложения по общему совершенствованию процедуры публичных консультаций в рамках оценки фактического или регулирующего воздействия.
ИА «МР»: Какой отклик нашли Ваши предложения на уровне принятия решений?
М.Н.: Не без гордости могу сказать, что уполномоченный орган, организующий публичные консультации – Департамент экономической политики и развития города Москвы – неоднократно поддерживал все предложения Уполномоченного по оценке какого-либо конкретного правового акта. Такими документами, в частности, были постановления Правительства Москвы, регулирующие вопросы формирования реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, аренды объектов культурного наследия, эксплуатации аттракционов, обращения вторичных материалов, антитеррористической защищенности, защиты зеленых насаждений.
Отдельно хочу сказать, что работа Уполномоченного в рамках оценки фактического или регулирующего воздействия не только направлена на защиту интересов предпринимателей, но и имеет социальный вектор. Поэтому очень важна была оказанная поддержка таким предложениям, как совершенствование нормативной базы контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья граждан, а также контроля цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших.
ИА «МР»: Можно ли как-то предупреждать неэффективные правовые инициативы?
М.В.: В этом смысле, видимо, стоит отметить, что в целом участие Уполномоченного в оценке регулирующего воздействия как раз способствовало исключению нецелесообразных решений уже на этапе разработки того или иного нормативного правового акта, оценке достижения новым регулированием поставленных целей, а также возможных его последствий.
Однако приходится работать и с уже принятыми актами. При оценке фактического воздействия мы исходим из определения лучшего баланса отрицательных и положительных факторов, снижения необоснованных издержек предпринимателей, связанных с введением регулирования. Тогда в уполномоченный орган направляются предложения об изменении рассматриваемого правового акта. Подчеркну, что вся необходимая для подготовки таких предложений информацией имеется в полной мере. Она регулярно обновляется, так как мы постоянно поддерживаем контакты с предпринимательским сообществом.
ИА «МР»: Как Вы можете оценить полезность публичных обсуждений правовых актов и их проектов для предпринимательской среды в городе?
М.В.: Прежде всего не могу не отметить, что механизм ОРВ и ОФВ еще достаточно «молод»: в Москве он начал реализовываться с 2014 года, когда на публичные обсуждения было вынесено 6 правовых актов, регулирующих правоотношения в сферах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, развития конкуренции, привлечения инвестиций, образования и здравоохранения. При этом, уже начиная с 2015 года, Москва стабильно входит в группу субъектов Российской Федерации с высшим уровнем качества осуществления оценки регулирующего воздействия по рейтингу Минэкономразвития России.
Работа Уполномоченного, в том числе и при участии в оценке регулирующего или фактического воздействия, всегда направлена на реализацию концепции взаимодействия с органами власти и предпринимателями для принятия совместных решений. Они касаются мер для улучшения условий ведения бизнеса в столице при соблюдении баланса интересов бизнеса и города, при условии получения оптимальных финансовых выгод для каждой из сторон.
Должен сказать, что функционирование механизма ОРВ – ОФВ полностью отвечает соблюдению такого баланса интересов. Ведь город практически напрямую получает фактические данные от бизнеса, необходимые для более объективной оценки регулирования, информацию о характере восприятия регулирования или его проекта бизнесом. Это дает возможность повысить качество регулирования и обеспечение исполнения требований.
Предприниматели, в свою очередь, имеют возможность донести свое мнение до органов государственной власти, предложить исключить из нормативных актов положения, создающие избыточные ограничения и издержки, спланировать свою деятельность с учетом предполагаемых изменений.
Таким образом, с одной стороны, объединения предпринимателей вовлекаются в нормотворческий процесс, а с другой, мы достигаем ясности и прозрачности нормативных актов, что способствует эффективному взаимодействию власти и бизнеса.